Freedom инвестирует в будущее доставки дронами

Разница в доставке еды, продуктов и повседневных товаров между городом и селом ощущается особенно остро: если в городе заказ приезжает за 20 минут, то жителю аула порой приходится преодолевать десятки километров до ближайшей аптеки — зачастую по непростым дорогам и в сложных погодных условиях.
В декабре 2024 года, в беседе «обо всем» Тимур Турлов поделился идеей: «В своё время, на волне 15-минутной доставки, кем-то был запущен стартап под названием "Близко". А я все думаю — надо бы запустить «Далеко». Чтобы, например, жители аула, могли быстро получить самое необходимое — еду, лекарства, что угодно.
Благодаря этой идее родилось наше подразделение Freedom X — экспериментальное направление, в котором мы работаем над проектами, пока далекими от окупаемости, но способными стать толчком для технологического развития Казахстана, цифрового суверенитета, и заодно укрепления экспертизы Freedom.
Первым проектом подразделения стала доставка товаров дронами. Мы начали с изучения кейсов, способов разгрузки, автономных и управляемых режимов, десятков других нюансов. Примеры сценариев:
- доставка необходимых товаров в пригороды и отдаленные аулы;
- доставка в частные дома в городской черте (пицца за 15 минут?);
- доставка на посадочные площадки с пунктами выдачи;
- экстренная доставка на трассу или открытую местность — например, при необходимости быстрой медицинской помощи при анафилактическом шоке, ожогах, остановке сердца.
Мы понимаем, что идти в производство дронов — не наш путь, это отдельный рынок с уже сложившимися игроками. Поэтому мы тестируем дроны как от DJI, так и от нишевых производителей.
Наша команда ежедневно выезжает в степь для тестов. Из открытий:
- Поняли, что нам подходят не все способы разгрузки продуктов. Есть дроны, которые могут автоматически разгружаться с лебедкой — без посадки. Есть дроны с грузовым боксом, они требуют площадки и участия человека в разгрузке. И каждый способ имеет свои плюсы и минусы — это мы как раз и тестируем.
- Что видим уже сейчас: в реальных условиях характеристики дронов известных брендов могут существенно отличаться от заявленных. Например, вместо 30 кг грузоподъемности— 25, вместо 16 км дальности — 6.
- Городская доставка и доставка «до аула» — это две принципиально разные инженерные задачи. Для дальних полетов нужен совсем другой класс дронов — с крылом.
- Есть модели с парашютом, есть шестироторные модели — такие, по американским стандартам, считаются более безопасными. Параллельно с тестами мы начали разрабатывать внутренние регламенты безопасности. Например, при сильном ветре и высокой нагрузке на батарею — дрон может сам принять решение: вернуться на базу или совершить посадку «куда придётся».
Но мы изучаем не только «железо». Нам важно выстроить инфраструктуру: предстоит создать распределенную сеть взлетных площадок, организовать центры управления и наладить обработку больших данных.
В целом, это инженерный и управленческий вызов масштаба страны. Что еще должно случиться для того, чтобы это стало реальностью в Казахстане:
- Управление грузовыми дронами относится к сертификатам 3-й категории — своеобразным «правам». В Казахстане пока нет общедоступных практических курсов на «права» этой категории.
- До февраля 2025 года в стране не было обученных и сертифицированных операторов беспилотных авиационных систем 3-й категории, а именно по направлению перевозки грузов. Мы совместно с Академией гражданской авиации обучили и готовимся выпустить первых операторов такого рода.
- Теоретический курс пройден, но практический курс все еще в разработке — этим занимается Академия совместно с Авиационной администрацией Казахстана (ААК). У Академии сейчас стоит задача утвердить инструктора у ААК. Мы ценим подходы обоих учреждений, так как для них главным приоритетом идут безопасность и подготовленность в каждом шаге. Верим, что они смогут договориться и утвердить необходимые пункты.
- Далее предстоит разработка регламента экзамена, отработка регламентов полетов над различной местностью.
Задач много, но мы готовы вкладывать все необходимые ресурсы. Поэтому мы продолжим укреплять команду энтузиастами-профессионалами, инженеры, операторы дронов, проектные менеджеры, логисты — welcome. Можно писать на почту [email protected] с пометкой «Дроны».
Мы открыты к диалогу с другими компаниями, кому c нами по пути. В наших целях не конкурировать, а вместе строить новый рынок с прозрачными правилами игры для всех.
Stay tuned.
Алексей Ли