Freedom инвестирует в будущее доставки дронами

Freedom инвестирует в будущее доставки дронами

Разница в доставке еды, продуктов и повседневных товаров между городом и селом ощущается особенно остро: если в городе заказ приезжает за 20 минут, то жителю аула порой приходится преодолевать десятки километров до ближайшей аптеки — зачастую по непростым дорогам и в сложных погодных условиях.

В декабре 2024 года, в беседе «обо всем» Тимур Турлов поделился идеей: «В своё время, на волне 15-минутной доставки, кем-то был запущен стартап под названием "Близко". А я все думаю — надо бы запустить «Далеко». Чтобы, например, жители аула, могли быстро получить самое необходимое — еду, лекарства, что угодно.

Благодаря этой идее родилось наше подразделение Freedom X — экспериментальное направление, в котором мы работаем над проектами, пока далекими от окупаемости, но способными стать толчком для технологического развития Казахстана, цифрового суверенитета, и заодно укрепления экспертизы Freedom.

Первым проектом подразделения стала доставка товаров дронами. Мы начали с изучения кейсов, способов разгрузки, автономных и управляемых режимов, десятков других нюансов. Примеры сценариев:

  • доставка необходимых товаров в пригороды и отдаленные аулы;
  • доставка в частные дома в городской черте (пицца за 15 минут?);
  • доставка на посадочные площадки с пунктами выдачи;
  • экстренная доставка на трассу или открытую местность — например, при необходимости быстрой медицинской помощи при анафилактическом шоке, ожогах, остановке сердца.

Мы понимаем, что идти в производство дронов — не наш путь, это отдельный рынок с уже сложившимися игроками. Поэтому мы тестируем дроны как от DJI, так и от нишевых производителей.

Наша команда ежедневно выезжает в степь для тестов. Из открытий:

  • Поняли, что нам подходят не все способы разгрузки продуктов. Есть дроны, которые могут автоматически разгружаться с лебедкой — без посадки. Есть дроны с грузовым боксом, они требуют площадки и участия человека в разгрузке. И каждый способ имеет свои плюсы и минусы — это мы как раз и тестируем.
  • Что видим уже сейчас: в реальных условиях характеристики дронов известных брендов могут существенно отличаться от заявленных. Например, вместо 30 кг грузоподъемности— 25, вместо 16 км дальности — 6.
  • Городская доставка и доставка «до аула» — это две принципиально разные инженерные задачи. Для дальних полетов нужен совсем другой класс дронов — с крылом.
  • Есть модели с парашютом, есть шестироторные модели — такие, по американским стандартам, считаются более безопасными. Параллельно с тестами мы начали разрабатывать внутренние регламенты безопасности. Например, при сильном ветре и высокой нагрузке на батарею — дрон может сам принять решение: вернуться на базу или совершить посадку «куда придётся».

Но мы изучаем не только «железо». Нам важно выстроить инфраструктуру: предстоит создать распределенную сеть взлетных площадок, организовать центры управления и наладить обработку больших данных.

В целом, это инженерный и управленческий вызов масштаба страны. Что еще должно случиться для того, чтобы это стало реальностью в Казахстане:

  • Управление грузовыми дронами относится к сертификатам 3-й категории — своеобразным «правам». В Казахстане пока нет общедоступных практических курсов на «права» этой категории.
  • До февраля 2025 года в стране не было обученных и сертифицированных операторов беспилотных авиационных систем 3-й категории, а именно по направлению перевозки грузов. Мы совместно с Академией гражданской авиации обучили и готовимся выпустить первых операторов такого рода.
  • Теоретический курс пройден, но практический курс все еще в разработке — этим занимается Академия совместно с Авиационной администрацией Казахстана (ААК). У Академии сейчас стоит задача утвердить инструктора у ААК. Мы ценим подходы обоих учреждений, так как для них главным приоритетом идут безопасность и подготовленность в каждом шаге. Верим, что они смогут договориться и утвердить необходимые пункты.
  • Далее предстоит разработка регламента экзамена, отработка регламентов полетов над различной местностью.

Задач много, но мы готовы вкладывать все необходимые ресурсы. Поэтому мы продолжим укреплять команду энтузиастами-профессионалами,  инженеры, операторы дронов, проектные менеджеры, логисты — welcome. Можно писать на почту [email protected] с пометкой «Дроны».

Мы открыты к диалогу с другими компаниями, кому c нами по пути. В наших целях не конкурировать, а вместе строить новый рынок с прозрачными правилами игры для всех.

Stay tuned.

Алексей Ли

Subscribe to Freedom Product Lab

Don’t miss out on the latest issues. Sign up now to get access to the library of members-only issues.
[email protected]
Subscribe